Как заинтересовать ребенка в обучении (от 3 до 7 лет)
Вопрос о раннем развитии и обучении детей для родителей всего мира стоит довольно остро. Большинство педагогов и психологов отвечают – как можно раньше. Методик раннего развития ребенка довольно много. Какую из них выбрать, чтобы малыш с радостью занимался, не терял заинтересованности в обучении.
Методики раннего развития ребенка можно разбить на две больших группы: раннее физическое развитие и раннее общее развитие.
Методики, основанные на физическом развитии детей:
Методика Никитиных. Супруги Елена и Борис Никитины предлагают наблюдать за ребенком и давать ему предоставлять ему возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент развития. Например, если ребенок в 4 месяца начинает обхватывать ручками игрушки, то можно с ребенком заниматься подтягиванием на перекладине. Они утверждают, что свобода в движениях развивает, как тело, так и мозг. Родителям необходимо обеспечить свободу перемещения и выбора занятий ребенка. Не заставляйте малыша подолгу сидеть в манеже, а лучше соорудите дома спортивную горку или стенку и осваивайте ее вместе с ним. Дайте ребенку возможность преодолевать трудности, не делайте за него то, что вполне он может сделать сам. Ему интересно будет добиться чего-то самому, преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал, принимать самому решение – это прекрасный способ поддержать интерес к занятиям.
Метод Глена Домана. Предлагает с раннего детства заниматься с малышами гимнастикой, предоставить им свободу передвижения. Он доказал, что мозг развивается в процессе работы. Чем раньше нагружать мозг малыша «работой», тем выше будет и интеллект ребенка. Чем больше родители предоставляют малышу возможности двигаться, физически развиваться, тем быстрее формируется и развивается его мозг. Но не нужно заставлять малыша что-то делать, важнее – поощрять и грамотно организовать процесс обучения.
Методики, основанные на общем развитии:
Вальфдорская система обучения ориентируется и основывается на творческий и духовный потенциал детей. Ребенок воспитывается в процессе совместного творчества. Он видит, наблюдает, как что-то делает папа или мама, воспитатель, и наблюдая, обучается сам. Это срабатывает и когда читают сказки, стихи, истории. Малыши, повторяя за взрослым, заучивают тексты, развиваются духовно и интеллектуально.
Методики обучения Николая Зайцева. Разработаны пособия по обучению детей письму, чтению, математике, иностранному языку. Для обучения малышей чтению Зайцев придумал кубики разных размеров и цветов. Кубик способствует поддержать интерес к обучению чтению.
Какую бы методику раннего развития вы не выбрали для своего малыша, главное чтобы занятия были организованы в форме, приемлемой для этого возраста – игровой, так как для детей от 3 до 7 лет основной вид деятельности – игра.
Чтобы поддержать интерес к обучению можно использовать различные развивающие игры, таких игр сейчас большой выбор. Очень интересные методы – сказка и театр. С помощью сказочных героев, театрализованных постановок малышам объясняется учебный материал. На занятиях обязательно нужно менять формы деятельности, это так же способствует поддержанию интереса к обучению.
Хорошие результаты дают занятия в детских центрах раннего развития. В этих учебных заведениях малыши в доступной и интересной для них форме получают первоначальные знания по различным предметам. Занимаются ритмикой, рисованием, в театральных студиях. С детьми занимаются педагоги, хореографы, преподаватели рисования, музыки, актерского мастерства.
Если ваш малыш капризничает, не хочет заниматься, не нужно настаивать, заставлять. Лучше подождите, когда малыш сам захочет заняться чем-нибудь, в такие моменты желательно оставить все домашние дела и заняться с малышом. Не реализовывайте свои несбывшиеся мечты в ребенке, не забывайте, что занятия должны занимать лишь определенную часть жизни малыша. Разумное сочетание занятий, выбора творческих дел самим ребенком, а не вами, игр, общения с другими детьми, отдыха поможет вам поддерживать интерес малыша к обучению.
Тестирование ребенка перед школой
Каждому ребенку свойственны физиологические особенности, уровень развития, способности и готовность к обучению. У неготовых к школе детей, как правило, долго и трудно проходит процесс адаптации и чаще возникают трудности в учебе. Поэтому так важно знать, готов ли ваш ребенок к школе.
В данный момент готовность к обучению в школе проверяется с помощью тестирования. Сразу скажу следующее: в соответствии с законом РФ «Об образовании» школа должна принимать в школу ребенка по заявлению родителей, а не по результатам тестирования или какого – либо другого вида экзамена без письменного согласия на то родителей. Но на практике дело обстоит иначе. В школе проводят тестовое собеседование перед поступлением в 1 класс для того, чтобы определить психологическую и физиологическую, социальную готовность к школе.
Не стоит вам волноваться и пугать вашего малыша: «Вот не ответишь правильно на вопросы, в школу не возьмут». Успокойтесь сами и успокойте своего малыша: вы идете знакомиться с учителем, разговаривать и отвечать на вопросы нужно спокойно, а если не знает ответ на какой-либо вопрос, лучше сказать об этом.
Что же представляют собой тесты? Одни проверяют определенные стороны развития вашего малыша, например, умение считать, читать, пересказывать. Другие – позволяют сделать комплексную оценку: умеет ли ребенок контролировать свои желания, подчиняться требованиям, анализировать и оценивать события.
В умении контролировать свои эмоции и желания проявляется психологическая зрелость ребенка. Вашего ребенка попросят выполнить несколько заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу, точно срисовать группу точек. Зададут несколько вопросов о том, как его зовут, как зовут родителей, назвать адрес, продолжить фразы, например, чем похожи между собой белочка и кошка, перечислить фрукты, дни недели и так далее.
В том, как развиты у ребенка мышление и речь, проявляется интеллектуальная готовность. Ребенку зададут обычные и логические задачи, на елке выросли 4 яблока и 3 сливы, скажи, сколько всего фруктов выросло, или попросят изменить число существительного, составить рассказ по картинке или разложить картинки так, чтобы получился рассказ, если ребенок умеет читать, попросят прочитать и подобные задачки. Частенько включают «графические задания». На листочке бумаги рисовать линии и точки под диктовку: две клеточки вниз, три влево…»
Беседуют и с родителями и с ребенком, выясняя личностные качества ребенка, мотивацию к обучению, отношение малыша к самому себе.
По тому, как ребенок ведет себя во время беседы и тестирования выявляется и социально-психологическая зрелость. Важно, умеет ли ребенок вступать в контакт, соблюдает ли нормы общественного поведения. Малыш раскрасит фигурки, соблюдая определенную инструкцию, предложат различные задачки – ситуации.
Тестирование проводится не более 20 минут. Результаты оцениваются в баллах, по которым и судят о готовности ребенка к школе.
Не рекомендую вам «натаскивать» ребенка для тестирования, позаниматься, конечно, можно, в Интернете вы сможете найти такого типа задания, но занятия должны быть в игровой форме! В интересах вашего ребенка рекомендую пройти такого рода тестирование для того, чтобы преподаватель смог определить учебную нагрузку. Если вы не слишком довольны тем, как ваш ребенок прошел тестирование, подумайте, где, в чем вы, именно вы, допустили ошибки, недоработали.
Как заставить ребенка учиться и помогать по дому.
Если вы спросите своего ребенка, зачем он ходит в школу, зачем учится, зачем нужно помогать родителям, скорее всего, услышите ответ, потому что все ходят в школу, потому что так хотят родители. И в этом вся беда. Ребенок должен понимать и осознавать: он учится для себя! Как заставить ребенка хорошо учиться, помогать по дому, и что для этого следует делать?
В слове «заставить» кроется желание родителей контролировать ситуацию и продвигать свои желания и свои решения. Давление – инструмент родителей, которые приветствуют авторитарное воспитание. По всей видимости, и сами они выросли в атмосфере подчинения авторитетам, и поэтому считают справедливым, когда младшие беспрекословно подчиняются старшим. Усугубляют ситуацию и крайности: то жалко детей, и им дается свобода, то вдруг увидев, что они вышли ил-под контроля, в ход пускаются запреты. Это самый простой способ, но он же и тупиковый.
Верный путь – сформировать с раннего возраста интерес к обучению. Вызывать у ребенка удивление, способствовать познавательным интересам. Удивление ведет к готовности пробовать, узнавать самому, познавать этот мир. А вы поддерживаете, поощряете. Большинство родителей так и поступает, и это правильно. Но как только ребенок подрастает, акцент перемещается на иное. Вместо безусловной любви многие родители начинают любить ребенка за отметки.
Чтобы выбрать верный путь и не сходить с него, ориентируйтесь на то, что ребенок чувствует. Важна обратная связь. Разговаривайте о его чувствах, и говорите о своих. Не скрывайте своего огорчения и ожиданий. Открыто хвалите ребенка за удачи и победы. Напоминайте о достижениях, настраивайте его на удачу, на его будущее, а не на то, что он должен стараться ради папы или мамы. Помогайте ребенку, только ваша помощь должна быть помощью, а не становиться приказом, указанием к действию.
Что же касается вопроса помощи по дому, то важно понять, что приучать ребенка к работе по дому нужно с раннего детства, тогда и в подростковом возрасте у вас не будет в этом вопросе проблем. Можно посоветовать несколько довольно простых способов:
· Предоставляйте ребенку подходящий для работы материал. Например, маленькое ведерко, небольшой тазик для стирки, небольшую половую тряпку, детскую лейку и т.п.
· Превращайте уборку в игру. Включите веселую музыку, дайте посильное задание, например, собрать игрушки, протереть пыль.
· Выполняйте работу вместе с малышом.
· Дайте свободу выбора. Пусть сам выберет, в какой комнате он будет убирать, что будет делать, какую грядку полоть.
· Выработайте систему наград и поощрений. Например, коробочка с цветными бусинками. Выполнена хорошо работа – бусинка. А затем за эти бусинки поощрение.
Не заметите сами, как помогать в домашней работе войдет у ребенка в привычку и «заставлять» его не нужно будет.
Как избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя.
Воспитание детей – задача очень сложная и ответственная, потому что педагог, классный руководитель, имеет дело, прежде всего, с душой ребенка. И ошибки в воспитательной деятельности обходятся довольно дорого. Поэтому воспитание школьников имеет специфические задачи и особенности, которые необходимо учитывать классному руководителю.
Помните, что работа классного руководителя – это целенаправленная система деятельности.
Выстраивайте воспитательную систему с классным ученическим коллективом на основе программы воспитания вашего образовательного учреждения. При этом обязательно анализируйте свою предыдущую работу с данным классом (за прошедший учебный год), отражая при этом и положительные и отрицательные моменты своей работы с детьми. На основе анализа работы определяйте актуальную цель и формулируйте конкретные задачи. Учитывайте, и уровень воспитанности учащихся в классе, и социальные и материальные условия жизни, специфику семейных отношений ваших воспитанников.
Познакомьтесь с функциями классного руководителя: воспитатель организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность школьников, их общение между собой. Работает над сплочением коллектива учащихся, развивает ученическое самоуправление. Реализация этих функций в работе классного руководителя невозможна без диагностической деятельности. Для этого важно определить исходный уровень и постоянно отслеживать изменения в воспитании учащихся. Только планомерная, основанная на анализе воспитательная работа принесет ощутимые плоды.
Изучайте личностные и индивидуальные особенности ваших воспитанников. Для этого привлекайте к работе с классом школьного психолога, социального педагога. Изучайте детей и коллектив класса с помощью специальных психологических методик и индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями – предметниками.
Учитывайте индивидуальные личностные особенности учеников, определяйте стиль общения и стиль воспитания по отношению, как к каждому ученику, так и к ученическому коллективу в целом.
Уважайте своих воспитанников. Выслушивайте их, учитывайте потребности, интересы, запросы.
Установите дружеские, доверительные отношения с учащимися, но никогда не переходите грань ученик – классный руководитель, не допускайте панибратских отношений, не стремитесь к «дешевой популярности» среди учеников.
Нежелание ребенка идти в школу. Как с этим бороться?
Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка могут быть разными.Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности;
Неумение общаться и находить контакт со сверстниками;
Отставание в учебе, трудности в усвоении материала;
«Смысловой барьер» между учителем и учеником;
Переход из одного класса (школы) в другой;
Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе);
Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка;
«Мнение компании» – влияние друзей, приятелей во дворе;
Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?
Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему.
Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .
Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.
В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.
Приобретите союзников среди одноклассников.
Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.
В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения
Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.
Если ваш ребенок уходит из дома.
Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.
Причинами этого могут быть семейные проблемы:
· отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;
· неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;
· несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;
· отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;
· переживание ребенком ссор или разводов в семье;
· появление новых членов семьи;
· социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);
· отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.
Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.
Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны:
· постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;
· обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);
· создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;
· чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.
ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Семь правил для всех
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ…
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
НАКАЗАНИЕ – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.
НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – НИКОГДА!
Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…
НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Необходимо оставить и простить.
Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.
Когда нельзя ругать
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
· когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
· когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
· сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
· когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
· когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
· когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Помнить о внушаемости
Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем – ребенок ВЕРИТ.
Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая – внушаем самооценку.
Если:
ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
самый настоящий предатель!
тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.