Несколько цитат...

"...Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку", - Толстой Л. Н.

Каждый раз, когда в семье воцаряется мир, спроси себя: “Чем еще я пожертвовал?” - Жан Ростан.

"В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией", - Тагор Р.




студентам


Гештальт-терапия
Главные теоретики: Фриц Перлз, Лаура Перлз,  Джоан Фейгэн.
Гештальт-терапия – это одно из эффективных направлений психотерапевтической практики.  
Основа направления – взгляд на природу человека. Акцент при этом делается на важность целостности и завершенности человеческой жизни. При этом подчеркивается внутренний здравый смысл человека и важность аффекта, сосредоточенность на изменениях.
Разберемся в основных положениях Гештальт – терапии.
·        Человек – это целостная система, которая может существовать только в определенной среде, окружающей человека. Следовательно, нельзя разделять понятия: «душа – тело» и «личность – окружающая среда».
·        Гештальт – это некая форма, образ, модель. Как только завершается один гештальт, на смену ему приходит другой. Граница между ними – это граница между средой и организмом человека, именно здесь и происходят все психологические события.
·        Людям необходимо время от времени испытывать чувство разочарования, тревоги, напряжения (в психологии эти состояния называются фрустрацией) для того, чтобы научиться мобилизовать ресурсы собственного организма на управление окружающей средой, действительностью.
·        Теоретики Гештальт – терапии выделяют две зоны: Я – зону (личность) и внешнюю зону (окружающая среда). Между этими зонами есть промежуточная зона – зона фантазии. Все наши беспокойства, страхи возникают из-за активности именно этой зоны. При неврозе ведется постоянная борьба между действительностью и фантазией.
·        В Гештальт – терапии выделяются 4 основных механизмом возникновения неврозов. Это интроекция – когда человек усваивает нормы, оценки, взгляды, образцы поведения других людей, которые вступают в противоречие с собственным опытом, собственными убеждениями. Проекция – человек не приемлет, отрицает присущие ему качества как несоответствующие его представлениям о совей личности. Ретрофлексия – человек переносит внутриличностные конфликты на свой организм, что приводит, например, к мышечным зажимам. И слияние или конфлуенция – человек стирает границы между личностью и окружающей средой. Выделяю еще один механизм – дифлексия – уклонение от реальности. Он проявляется по – разному: болтливость, уход от конфликтов, ритуальность поведения и т.п.
·        По мнению Гешталь – теоретиков, неврозы, возникающие у человека, имеют пятислойную структуру. 1 слой – клише. 2 слой фальшивых ролей и игр. Это своего рода отказ от реализации своего «Я». 3 слой – тупик (утрата поддержки, ощущение беспомощности и бесцельности, неделание находить и реализовать собственные ресурсы). 4 слой – смертельный (внутреннее смятение в человеке, отчаяние, отвращение к себе, ощущение страха смерти, человек стремится справиться с возникшей ситуацией). 5 слой – эксплозия (человек сбрасывает фальшивые действия).
Гештальт – терапевт сосредотачивает свое внимание на том, какие расстройства возникают у клиентов как раз на границе контакта Я – зоны и внешней зоны в данный момент, то есть здесь и сейчас. Цель консультирования – поддержка человеком самого себя, умение мобилизовать свои ресурсы, умение клиента анализировать собственные чувства, примиряться с ними. Используются методы и техники: психодрама, эксперимент, работа со сновидениями, техника «пустого стула», работа в группе, фантазирование, ролевые игры.
Гешталь – терапия помогает человеку объединить все стороны жизни, определить и разрешить проблемы, делать выбор в настоящем, дает умственный рост. Эффективен при определенных аффективных расстройствах. 

Психоанализ.  
Психоанализ - (нем. Psychoanalyse) — это целый комплекс психологических теорий и методов психотерапии. Главные теоретики: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Хайнц Кохут. Чтобы о психоанализе сложилось правильное представление и мнение, конечно, нужно познакомиться с суждениями Зигмунда Фрейда.
Фрейд занимался физиологией в исследовательском институте, но нужно было кормить семью, а наукой много не заработаешь. Фрейд уходит в индивидуальное консультирование. Занимается лечением неврозов классическим гипнозом. Совместно с Йозефом Брейером разработал новый метод лечение психики – катартический. Переломным моментом стал июль 1895 года, Фрейд увидел сон, после которого он приходит к выводу: сновидения наполнены смыслом, потому что являются символическими посланиями из области бессознательного. Сны поддаются  анализу и истолкованию с помощью методов свободных ассоциаций. Итак, З. Фрейд заменил гипноз методом  свободных ассоциаций, который является основой  техники психоанализа. Сам З.  Фрейд дал такое определение психоанализу – новый метод лечения невроза.
Основные положения психоанализа:
·        З. Фрейд утверждал, что психическая жизнь существует на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях.
·        Выделяется два вида инстинктов: эротические, или инстинкты жизни (эрос, сексуальный, пищевой инстинкты) и разрушительные, или инстинкты смерти (танатос, бессознательное стремление к смерти, агрессия). В норме Эрос должен преобладать над танатасом.
·        Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Люди в значительной степени мотивированы принципом удовольствия.
·        В состав психического аппарата входят следующие структуры: Ид – Оно (бессознательное, борется за инстинктивное удовлетворение, сюда же добавляются детские тревоги, травмы, не пережитые трагедии). Бессознательное – это некие  психические силы, которые лежат за пределами сознания, но управляются поведением человека. Оно  «разговаривает» с нами посредством желаний: «Я хочу…». Предсознание «распознает» желания и или вытесняет желания назад или пропускает их в сознание. Сознание «осматривает» их на предмет этических норм.  Травмирующие психику события, переживания, нереализованные  желания не исчезают из психики, а вытесняются, удаляются из сознания в бессознательное, и там активно воздействуют на психическую жизнь в виде неврозов и других психических расстройств. Супер – Эго – Сверх – Я (влияние родителей и морали, социальных устоев и правил) и Эго-Я (выполнение инстинктивных требований на основе принципа реальности). Эго имеет трех руководителей: внешний мир, Ид и Супер – Эго, и каждый из них может вызывать тревогу.
·        Люди сексуальны от рождения, утверждал З. Фрейд, хотя склонны забывать об этом обстоятельстве. Это развитие, с его точки зрения, делится на пять фаз:
1.      оральная фаза (от рождения и до 1,5 лет). Проявляется только Ид – желания.
2.      Анальная фаза (до 3,5 лет). Формируется концепция «Я». Осознание социальных запретов.
3.      Фаллическая фаза (до 6 лет). Ярко выражен интерес к половой сфере. Определение половой принадлежности.
4.      Психосексуальное развитие (от 6 до 12 лет). Латентный его период. Время затишья.
5.      Генитальная фаза (с 12 лет).
Итак, З. Фрейд предложил для психоанализа структуру психики:
·        Эго («Я»)
·        Супер - Эго («Сверх-Я»)
·        Ид («Оно»)
Основные методы психоанализа:
Помимо уже названного метода свободных ассоциаций, в психоанализе используются следующие методы:
·        толкование сновидений с помощью символов;
·        анализ очиток, описок, оговорок, забываний действий;
·        работа с переносом и контрпереносом. Перенос, или трансформер, - это перенесение человеком чувств, отношений со значимыми для него людьми из своего прошлого на психоаналитика;
·        работа с сопротивлением;
·        работа с невротическими симптомами.
·        анализ психической защиты клиента;
Человеку свойственно развивать защитные механизмы, чтобы отражать сильные импульсы, исходящие от Ид. Чрезмерное подавление ранних сексуальных переживаний может привести к неврозу. Ослабленное Эго не имеет доступа  к материалу, и подавленные импульсы преобразуются в симптомы (признаки) невроза. Механизмами психологической защиты могут быть:
Подавление – насильственный запрет на переживания.
Проекция – приписывание другим вытесненных переживаний.
Рационализация – разумное объяснение неадекватных поступков.
Инверсия -  достижение цели способами, противоречащими ранее избранным и приемлемым в социуме.
Отрицание -  вытеснение воспоминания о переживании как невозможном.
Самообвинение – критика себя с целью самооправдания.
Регрессия – возвращение к детским способам защиты.
Сублимация – вытеснение травмирующих переживаний через творчество.

Социальная психология.

Это самостоятельная отрасль психологической науки, которая изучает явления психики, возникающие в процессах взаимодействия людей и общества.
Давайте разберемся в том, что  все-таки изучает эта отрасль психологии. Человек по своей природе социальное существо, не может жить вне общества. Социальная психология исследует проявления психики человека во взаимодействии с другими людьми, группами людей, с обществом в целом. Особое внимание уделяется положению человека в группе, коллективе, изучению самих групп.
Выделяют три основных раздела данной науки:
Психология личности; психология групп; психология общения.
Психология личности позволяет понять человеческую натуру и индивидуальные особенности людей. В современной психологии нет единой точки зрения на то, что такое личность, поэтому различных гипотез, концепций и взглядов на природу и механизмы развития личности довольно много. Но наиболее активно развиваются несколько теорий: психодиагностическая теория Фрейда, гуманистическая теория личности, поведенческая теория, когнитивная теория личности и другие. Подробнее вы можете прочитать: http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/tjeorii_lichnosti.php. Все теории - это попытки ответить на очень сложный вопрос, какова сущность человека, что движет его развитием. Представляя свое видение человека, авторы теорий, словно из пазлов, составляют целостный и сложный образ личности. 
Каждый человек в своем развитии проходит процесс социализации. Усваивая социальный опыт, адаптируясь к социуму, человек учится жить, взаимодействовать с людьми. Взаимодействуя с другими членами общества, он  усваивает определенные нормы, моральные принципы, ценности, учится контролировать свое поведение. Эти процессы могут протекать, как  целенаправленно (через воспитание и обучение), так и спонтанно (через СМИ и ситуации, возникающие в реальной жизни). 
На современном этапе на процессы социализации влияет темп развития науки и новейших технологий. С другой стороны, некоторые ступени социализации стали намного длительнее. Например, первичный этап социализации – детство – увеличился. Современный человек проходит процессы адаптации в социуме всю жизнь.
Важнейшую роль играют процессы образования и получения профессии. Важно не только то, какие знания приобрел человек, но и  научился ли он добывать новые знания и использовать их в жизни.
На протяжении  жизни человек играет различные социальные роли, но при этом люди остаются уникальными  личностями. В любом сообществе возникают деловые и личностные отношения. Человек исполняет какие-то функции в группе – это деловые отношения.
Межличностные взаимодействия и  реакции на конкретные ситуации проявляются всегда, даже в краткосрочных взаимодействиях. Характер взаимоотношений между людьми  зависит от личностных качеств человека. Поэтому каждый развивает собственный тип и стиль общения.
Общение является главным условием социализации человека. С помощью него передается от поколения к поколению социальный опыт и  культурное наследие.
Социальная психология изучает разнообразные социальные группы  общества, их психологические характеристики, проблемы развития группы, взаимоотношения внутри, межличностные отношения в группе.
Социальная группа характеризуется групповым разумом, групповой волей, групповым решением.  Психологи классифицируют группы по разным признакам: большие и малые, условные и реальные, официальные и неофициальные, устойчивые и стихийные, контактные и неконтактные. Для социальной психологии наиболее значимыми являются реальные группы.
В ходе различных экспериментов (о наиболее интересных из них читайте:  http://selfgrowth.ru/psyscience/2011/02/interesnyie-eksperimentyi-v-sotsialnoy-psihologii/) психологи определили и изучили положение отдельного человека в группе. Это положение характеризуется статусом (место человека в группе), ролью человека в группе, системой «групповых ожиданий» (каждый не просто выполняет определенную роль, но и воспринимается, оценивается другими). Для успешной работы «системы ожиданий» важны групповые нормы и групповые санкции.  
Коллектив – это высшая форма развития социальной группы. Это группа людей, объединенная совместной деятельностью. Признаки коллектива: сплоченность, направленность на определенную цель, организованность, сработанность. Коллектив характеризуется наличием лидера.
Таким образом, социальная психология – интересная, увлекательная область психологии. В ней рассматриваются основополагающие принципы социального мышления, влияния социума на психику человека, адаптация  и взаимодействие с обществом.

Курсовая и дипломная работы.

В моем Веб - квесте  "Как защитить свой проект, дипломную работу" вы сможете найти советы, необходимые ссылки, подсказки о том, как работать над дипломом или проектом, как правильно оформить материал  и как защитить свою работу.