Удивительные возможности сказки....
В последние годы
появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии –
сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами
литературного произведения – сказки.
Наверное, нет такого психологического,
психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без
сказки. Их можно смело брать за основу психопрофилактических,
коррекционно-развивающих и психотерапевтических занятий. Знакомясь со сказками,
с программами, мы видим, что основная психологическая (или философская, быть
может?) работа происходит на ценностном уровне. Это отличительная особенность
сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между нашим
внутренним миром и душами воспитанников.
Этот
метод библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками,
младшими и старшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством
сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные
с общением (со сверстниками, учителями, родителями). Это естественные для
каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения
себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной
«малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок,
досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает
себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по
самым различным поводам.
Здесь самое важное не
то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи
для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если
страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, - тогда
требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они
ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся
признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные
со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит
ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно
научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше
ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей,
связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя
как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в
преодолении которых нам может помочь сказкотерапия
Эффективность использования
сказкотерапии в период дошкольного и младшего школьного детства обеспечивается
спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой
этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.
В мире фантазий и
волшебства ребёнок чувствует себя «как рыба в воде», но из него он с лёгкостью
берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для
детей. И не потому, что дети не видят реальной жизни, просто фантазия является
для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы,
взрослые, успешно забыли.
В сказках поднимаются
важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о
соперничестве между сёстрами. «Мальчик -с- пальчик» рассказывает о беззащитности
маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами,
масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и
жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие.
Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало
несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть
нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они
говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным,
если он не изменит своим принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу,
он, в конце концов, обязательно победит.
Как в младшем, так и в
более старшем школьном возрасте сказка позволяет раздвигать рамки обычной
жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме
постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку
идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем,
понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством
сказочных образов, их действий, ребёнок может найти выход из различных сложных
ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и
ценности, различать добро и зло.
В последующей работе
при создании продуктов деятельности (важный закрепляющий фактор, а также
расслабляющий и успокаивающий ребёнка, снимающий напряжение, вызванное
обсуждением проблемной темы, приём) в процессе арт-терапии лежит система
побуждений, где основным является:
-выражение ребёнком
своих чувств, переживаний во внешней форме;
-стремление понять и
разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;
-удовлетворение
потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
-познание окружающего
мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде
рисунков, историй, сказок, поделок).
Сказкотерапия, как и
другие виды арттерапевтической помощи, предоставляет детям возможность для
самовыражения, самопознания и позволяет личности подняться на более высокую
ступень своего развития.
Сказки и притчи
выглядят простыми и легко объяснимыми, но, вместе с тем, в них заключена
огромная сила воздействия. Только нужно помнить о том, что у каждого СВОЙ ТЕМП.
И нередко быстрых результатов ожидать нельзя. Но, с другой стороны, бывают и
чудеса…
Комментариев нет:
Отправить комментарий